Сохраняя прошлое, создаём будущее
Казанка – самая отдалённая деревня Казачинского района Красноярского края. Чтобы до неё добраться из райцентра нужно вначале доехать до прибрежной деревни Галанино, затем на пароме или по зимнику преодолеть широкий Енисей, а потом ещё 52 километра ехать по грунтовой дороге в глубь тайги. Здесь нет сотовой связи и интернета. Кажется, что она затерялась в лесах и во времени. Однако это обманчивое впечатление. В Казанке живут и трудятся люди, которые трепетно хранят традиции, обряды и язык своих предков – чувашей.
Первые жители появились на этом месте 111 лет назад. Выходец из Казанской губернии Трофим Ермаков, переселяясь во времена Столыпинской реформы, заприметил красивое место в устье речек Большой и Малой Таловки. Путников привлекли неоглядная ширь вокруг, леса, полные природных богатств, плодородная земля. Немедля было решено основать поселение. Ермаков написал приглашение своим родственникам и скоро сюда потянулись другие переселенцы. Изначально деревушка называлась Усть-Таловка, но название не прижилось. В память о малой родине нарекли поселение Казанкой. Вместе с переселенцами пришла в эти сибирские места и самобытная чувашская культура.
О численности населения известно по данным переписей населения. В 1926 году в деревне имелось 45 хозяйств и проживало 211 человек (110 мужчин и 101 женщина). В 1970 году в ней уже жили 406 человек, в 1989 – 378 человек, в 2002 – 291 человек, в 2010 году – 240 человек (125 мужчин и 115 женщин).
Глава Александровского сельсовета Виктор Романов отмечает: «В основном у нас проживают чуваши. За десять лет число жителей не уменьшилось. Это очень радует. Бывает даже молодёжь, если и уезжает, то возвращается обратно. Своей культурой мы стараемся привить детям любовь к этому месту. Всегда помнить корни, не забывать традиции, навещать родственников».
Традиции здесь значат очень много. Почти у каждой жительницы имеется национальный костюм алого цвета с остроконечным головным убором, который называют тухья, либо налобной повязкой с декоративными подвесами.
Особенно ярко выглядят праздники. В армию парней провожают, как и век назад – призывник ходит по дворам, ему на плечи повязывают полотенца в виде лент. Дают «взаймы» деньги, по примете − чтобы обязательно вернулся. На Пасху дети по улице поют песни, рассказывают стихи на чувашском и за это получают подарочки. Во время свадебных обрядов соблюдаются вековые традиции, их проводят в народных костюмах под национальные песнопения.
Широко отмечаются главные чувашские праздники: весенний «Акатуй», посвящённый земледелию, и осенний «Чуклеме» – освящение урожая. Их принято праздновать по старинному обычаю. Чуваши приглашают всех независимо от вероисповедания и национальностей. Несмотря на отдалённость Казанки, на гулянья собираются гости со всего края и даже других регионов страны. Весело проходят концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, спортивные состязания, конкурсы, организуются горницы (подворья) и многие другие интересные мероприятия.
Сохраняя традиции
Гостей всегда встречают хлебосольно: угощают вкусной выпечкой с начинкой из мяса и черемши, наливают медовуху, либо напиток под названием «Эрех», а разносолы на столе все и не перечислить. Звонко звучат песни на чувашском языке. Каждому приезжему непременно покажут местный музей, а его хранитель Ольга Васильева поведает об истории предков.
В небольшом помещении словно на машине времени переносишься в прошлое. Через занавески пробивается осеннее солнце, поскрипывает половица под прялкой, мелодично звучит песня на чувашском языке. В углу стоит деревянная кровать, покрытая вышитым вручную покрывалом. Люлька с плетёным дном, сундук с ажурными полотенцами и салфетками, огромное сито, кухонная и садовая утварь. У стены самый дорогой экспонат – буфет, который прибыл в Сибирь вместе с первыми переселенцами. Музей полон символов уютной деревенской жизни.
Из окна музея на главной дороге в эти дни можно часто видеть девушку, одетую в ярко синий жилет, которая куда-то спешит. Это уже примета 2021 года – переписчик Всероссийской переписи населения. В Казанке демографическое обследование проводит Татьяна Романова.
«Я сама живу в Казанке. Работаю в сельском клубе. Сейчас в свободное время тружусь переписчиком. Нужно везде успеть, ведь мой участок включает семь деревень − больше 350 дворов. Дело это непростое, ответственное, важное для будущего каждого жителя.
В работе помогает то, что мне нравится общение с людьми, знаю многих жителей лично, всегда доброжелательна и, соответственно, они с пониманием относятся к переписи. Бывает такое, что живёт одинокий человек и не с кем поговорить. Вначале пригласит присесть и долго рассказывает о своей жизни, только потом очередь дойдёт до вопросов переписи. У нас особое отношение к старикам, поэтому отказать в таком общении или прервать не позволяет воспитание. Если нужно, могу и по-чувашски разъяснить вопросы переписного листа», − рассказывает Татьяна.
Перепись населения в деревне Казанка
Местные признают, сейчас чувашский язык на бытовом уровне дети понимают хорошо, однако читают с трудом – сказывается отсутствие преподавания в школьной программе. А вот у старшего поколения говор такой, что на родине в Чувашии никто и не догадается, что человек прожил всю жизнь в Сибири, если только сам не сознается. Неслучайно частыми гостями в Казанке являются этно-экспедиции – изучают обряды, переписывают песни, собирают пословицы и поговорки. Недавно блогеры из Новосибирска фильм снимали, зачастили тележурналисты из Красноярска.
Ольга Васильева вспоминает: «Я работала переписчиком во время переписи 2010 года. Зашла в один двор – мама и папа переписались чувашами, а сын сказал, что русский. А недавно он меня встретил и кричит: «Тётя Оля, в этот раз буду говорить, что я чуваш!». Он осознал, что мы не должны терять свои корни. Хочу сделать потомкам наставление, что надо беречь свою культуру и язык!».
Жительница деревни Казанка Ольга Васильева
Важнейшая задача переписи населения – собрать сведения о всех народах России. В регионах Енисейской Сибири, например, живут представители малочисленных национальностей с уникальными традициями и языком. Многие из них обосновались в отдалённых местах, до которых нелегко добраться. Однако, где бы ни жил человек, важно на каждого заполнить сведения переписного листа. Заместитель руководителя Красноярскстата Альбина Руднева особо подчёркивает: «Информации о национальности и родном языке нет ни в одном другом источнике, кроме переписи. Эти данные очень важны как для сохранения самобытной культуры народов, так и для формирования программ их поддержки и развития».
Заместитель руководителя Красноярскстата Альбина Руднева
Один из главных принципов переписи населения − самоопределение человека. Все сведения, в том числе о национальной принадлежности и владении языками, записываются со слов опрашиваемых без каких-либо подтверждающих документов или доказательств. Этот принцип работает и при общении с переписчиками, и при самостоятельном заполнении электронных переписных листов на портале «ГосУслуги».
В переписные листы включены сразу несколько этнолингвистических вопросов:
национальная принадлежность;
родной язык;
владение и пользование русским языком;
владение и пользование иными языками.
Слоган Всероссийской переписи населения – «Создаём будущее». А в Казанке ещё добавляют: «Сохраняя прошлое, создаём будущее!».
Жительница деревни Тамара Борисова поёт песню на чувашском языке