23 апреля отмечается Всемирный день английского языка, учреждённый Организацией Объединённых Наций. Праздник проводится в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия. Дата выбрана неслучайно, считается, что это день рождения английского поэта, писателя и драматурга Уильяма Шекспира.
Какими языками владеет населения регионов Енисейской Сибири можно узнать по данным переписей. Состоявшееся в 2010 году демографическое обследование показало, что в Красноярском крае английским языком владели 4,2 процента населения (118 тысяч человек). Среди женщин уровень знаний был выше – 4,6 процента, среди мужчин – 3,7 процента. В городской местности английским владели 5,3 процента населения, на селе – 0,7 процента.
В Хакасии язык Шекспира знали 2,4 процента населения (почти 13 тысяч человек). Среди женщин уровень выше – 2,8 процента, среди мужчин – 2 процента. В городской местности английский знали 3,3 процента населения, на селе – 0,6 процента.
В Тыве английским языком владели 1,8 процента населения (почти 5,5 тысячи человек). Среди женщин уровень знаний был выше – 2,2 процента, среди мужчин – 1,3 процента. В городской местности английским владели 2,8 процента населения, на селе – 0,6 процента.
За десять лет потребность россиян в знании иностранных языков объективно выросла. Стало нормой обучаться не только в рамках школьной программы, но и заниматься дополнительно. По данным выборочного статистического наблюдения участия населения в непрерывном образовании в 2020 году в Красноярском крае 41,1 тысячи человек, в возрасте 15 лет и старше, занимались самообразованием и изучали иностранные языки. В Хакасии 1,4 тысячи человек, в Тыве – 5,6 тысячи человек совершенствовали свои лингвистические знания.
О том, как изменился уровень владения языками, покажет новая перепись населения. Она пойдёт в 2021 году. У жителей поинтересуются не только владением определёнными языками, но и активностью использования их в повседневной жизни. Так, при положительном ответе на вопрос: «Владеете ли Вы русским языком?» (№10 в переписном листе формы Л) респонденту будет задан дополнительный вопрос: «Используете ли Вы его в повседневной жизни?». В обоих случаях будет предложено два варианта ответа – «да» или «нет».
Следующий вопрос (№11) – «Какими иными языками Вы владеете?». Здесь респондент может назвать до трёх вариантов языков: они записываются в свободные ячейки – это делает переписчик со слов респондента или сам участник переписи на портале Госуслуг. Отдельно нужно указать владение жестовым языком глухих. В общей сложности на вопрос №11 можно будет дать четыре ответа. Что важно – по каждому указанному языку участник переписи может оставить уточнение в ответе на следующий вопрос: «Какие из них используете в повседневной жизни?».
Вопрос №12 в переписном листе – «Ваш родной язык». Здесь участник переписи вправе назвать любой язык, который считает родным, даже если он не был отмечен выше.
Таким образом, при переписи будет учитываться важная информация о знании и активности использования языка, который респондент считает для себя родным.
Сами переписные листы заполняются только на русском языке, а вот вспомогательные документы будут переведены на шесть национальных языков, а также четыре иностранных – английский, китайский, корейский и узбекский. Это будет своего рода подсказка, где вопросы переписного листа дублируются на иностранном языке, а также приведены правила заполнения. В случае опроса лиц, не знающих русского языка, переписчик укажет в документе респонденту нужную строчку, а последний в переводной части – вариант ответа. Затем переписчик, ориентируясь на русскоязычную версию, занесёт этот ответ в переписной лист.
В отдельных субъектах Российской Федерации, где традиционно много временно-пребывающих на территории страны, к работе на переписи будут привлекаться переводчики.
Электронные переписные листы на портале gosuslugi.ru будут также переводиться на указанные языки. Пользователь перед заполнением сможет выбрать один из них, а также воспользоваться всплывающими подсказками, которые будут у каждого заполняемого поля.
Собранные данные позволят оценить эффективность образовательных программ, степень потребности в национальных школах, а также определить приоритетные направления поддержки культурных инициатив. Полученная информация о языках будет способствовать сохранению и поддержке этнокультурного и языкового многообразия – это важнейший фактор укрепления общероссийского единства.
Комментарии пока отсутствуют.